Венецианские хроники
Витторио Паван

20 декабря 2018 – 10 февраля 2019
Венецианские хроники | Витторио Паван

 

Венеция – это миф. Это город-призрак, город-фантазия, и уж точно, город-музей. Другой мир. Mundus alter. Так со времен Петрарки называли Венецию восхищенные красотой этого места путешественники, экспаты и многие из тех, кому посчастливилось своими глазами увидеть город, который на протяжении веков противостоит стихии и по сей день символизирует не только силу рукотворной красоты, но и бренность всего того, что было создано человеком. Венеция – это поистине другой мир, и в этом мире скрыты миллионы загадок и чудес, о существовании которых догадывается каждый, кто пересекает город наиболее подходящим для этого способом – по воде.

Венецианские хроники<br>Витторио ПаванДля того чтобы прочувствовать мистическую красоту Венеции не нужно быть Иосифом Бродским, однако, немногие способны выразить эти чувства, лучше, чем это сделал он в своем венецианском эссе «Набережная Неисцелимых»: «Медленное движение лодки сквозь ночь напоминало проход связной мысли сквозь бессознательное. По обе стороны, по колено в черной как смоль воде, стояли огромные резные сундуки темных палаццо, полные непостижимых сокровищ». К подобным сокровищам, без всякого сомнения, относится коллекция из более чем 300 тысяч негативов, которые хранятся в архиве венецианской фотостудии Cameraphoto.

Это фотографическое агентство было основано в 1946 году под названием Interfoto. В 1959 году оно было переименовано и затем в течение более чем пятидесяти лет сотрудничало, в том числе, с такими информационными агентствами и изданиями, как Associated Press, Life, Time, Der Spiegel, Epoqe и Paris Match. Неслучайно, что некоторые из представленных на выставке снимков, связанные, прежде всего, с Международным Венецианским кинофестивалем и Венецианской Биеннале искусств, разошлись по миру миллионными тиражами. Но одно дело — тысячи газетных копий, а другое – уникальные кадры, в поисках которых фотографы Cameraphoto каждый раз погружались в жизнь одного из самых загадочных и романтичных городов мира.

Выставка «Венецианские хроники» – это не только ретроспектива редчайших снимков, в которых, как в воде венецианских каналов, отражается история этого города, но и проект, призванный содействовать спасению фотографического архива. Проблема в том, что химический состав этих негативов постепенно ухудшается. И главной задачей Витторио Павана (Vittorio Pavan), владельца коллекции, является сохранение уникального наследия, в том числе, за счет оцифровки оригиналов, реставрации негативов и аналоговой печати фотографий. Представленные на выставке портреты посещавших Венецию художников, музыкантов, писателей и голливудских звезд, а также фотографии с изображениями необычных и порой экстравагантных сцен из венецианской жизни, отпечатаны вручную Витторио в своей венецианской лаборатории. Символично, что галерея Art of Foto находится в центре Санкт-Петербурга, города, который не редко называют «Северной Венецией».

Чудная, роскошная действительность Венеции превосходит фантазию самого необузданного мечтателя. Опиум не может создать такого города, волшебство не может вызвать такого призрака. Все, что я слышал о ней, все, что читал в стихах и прозе, все, что я воображал, далеко не соответствует действительности»

Чарльз Диккенс

Венеция – это миф. Это город-призрак, город-фантазия, и уж точно, город-музей. Другой мир. Mundus alter. Так со времен Петрарки называли Венецию восхищенные красотой этого места путешественники, экспаты и многие из тех, кому посчастливилось своими глазами увидеть город, который на протяжении веков противостоит стихии и по сей день символизирует не только силу рукотворной красоты, но и бренность всего того, что было создано человеком. Венеция – это поистине другой мир, и в этом мире скрыты миллионы загадок и чудес, о существовании которых догадывается каждый, кто пересекает город наиболее подходящим для этого способом – по воде.

Для того чтобы прочувствовать мистическую красоту Венеции не нужно быть Иосифом Бродским, однако, немногие способны выразить эти чувства, лучше, чем это сделал он в своем венецианском эссе «Набережная Неисцелимых»: «Медленное движение лодки сквозь ночь напоминало проход связной мысли сквозь бессознательное. По обе стороны, по колено в черной как смоль воде, стояли огромные резные сундуки темных палаццо, полные непостижимых сокровищ». К подобным сокровищам, без всякого сомнения, относится коллекция из более чем 300 тысяч негативов, которые хранятся в архиве венецианской фотостудии Cameraphoto.

Это фотографическое агентство было основано в 1946 году под названием Interfoto. В 1959 году оно было переименовано и затем в течение более чем пятидесяти лет сотрудничало, в том числе, с такими информационными агентствами и изданиями, как Associated Press, Life, Time, Der Spiegel, Epoqe и Paris Match. Неслучайно, что некоторые из представленных на выставке снимков, связанные, прежде всего, с Международным Венецианским кинофестивалем и Венецианской Биеннале искусств, разошлись по миру миллионными тиражами. Но одно дело — тысячи газетных копий, а другое – уникальные кадры, в поисках которых фотографы Cameraphoto каждый раз погружались в жизнь одного из самых загадочных и романтичных городов мира.

Выставка «Венецианские хроники» – это не только ретроспектива редчайших снимков, в которых, как в воде венецианских каналов, отражается история этого города, но и проект, призванный содействовать спасению фотографического архива. Проблема в том, что химический состав этих негативов постепенно ухудшается. И главной задачей Витторио Павана (Vittorio Pavan), владельца коллекции, является сохранение уникального наследия, в том числе, за счет оцифровки оригиналов, реставрации негативов и аналоговой печати фотографий. Представленные на выставке портреты посещавших Венецию художников, музыкантов, писателей и голливудских звезд, а также фотографии с изображениями необычных и порой экстравагантных сцен из венецианской жизни, отпечатаны вручную Витторио в своей венецианской лаборатории. Символично, что галерея Art of Foto находится в центре Санкт-Петербурга, города, который не редко называют «Северной Венецией».

Герои многих фотографий из архива Cameraphoto – это известные люди, чьи портреты были сняты на фоне великого города. Не случайно влюбленный в Венецию писатель и журналист Петр Вайль в одном из своих текстов обратил внимание на то, что древняя формула о человеке, который «есть мера всех вещей», приобретает здесь новый смысл. Красота и величие этого старинного города оказываются соразмерными красоте и величию человека. Венеция становится некоей декорацией для неснятого фильма с участием мировых звезд, которые предстают на снимках из венецианского архива, как мифические герои новой «голливудской» античности, полубоги современности на фоне божественного города. И если Голливуд – это «фабрика грез», то Венеция – это их пинакотека, изысканное хранилище снов. Здесь грезы и видения находят свое воплощение в камне, в воде, и, конечно же, в величайших произведениях искусства – в стихах Франческо Петрарки, картинах Витторе Карпаччо, фильмах Федерико Феллини и Лукино Висконти.

Не удивительно, что именно в Венеции творцы «голливудских грез» по воле местных фотографов вдруг оказались частью намного более древнего мифа. На этих фотографиях кинозвезды, такие, например, как «оскароносный» герой многочисленных вестернов Гэри Купер (Gary Cooper), в сопровождении гондольеров, эдаких местных Харонов, уплывают в вечность по венецианским каналам. Здесь кумиры миллионов, вслед за еще одним представителем золотой эры Голливуда, «кубриковским Спартаком» Кирком Дугласом (Kirk Douglas), веселятся на пляжах Лидо и Пелестрины или позируют на фоне венецианских красот так же, как это делает в кадре еще одна голливудская кинозвезда – американская актриса Сью Лайон (Sue Lyon), сыгравшая Лолиту в одноименном фильме, снятом Стэнли Кубриком по знаменитому роману Набокова.

Кажется, что знаменитости здесь встречаются на каждом шагу. Они, как главная «куколка» мирового кинематографа, актриса Кэрролл Бейкер (Carroll Baker), красуются перед фотокамерой во время морских прогулок на фоне виднеющегося из-за старой таможни собора Санта-Мария делла Салюте, или прогуливаются по узким венецианским улочкам, на которых в 60-х годах прошлого столетия с легкостью можно было встретить единственного в мире обладателя четырех «Оскаров» за лучшую режиссуру Джона Форда (John Ford) или Джорджа Орсона Уэллса (George Orson Welles), еще одного великого американского режиссера, снимавшего в Венеции своего «Отелло».

На фотографиях из архива Cameraphoto – кумиры миллионов, секс-символы, общепризнанные легенды. Кого здесь только нет. И Ален Делон (Alain Delon) с голубем на плече, и еще один великий француз Жан-Поль Бельмондо (Jean Paul Belmondo), и молодой, но уже всемирно известный британец Мик Джаггер (Mick Jagger). На сохранившейся фотографии лидер группы The Rolling Stones и его спутница плывут по одному из многочисленных каналов. И в кадре вновь вечные венецианские символы: гондольер и его лодка. На другой фотографии в гондоле позирует Сальвадор Дали (Salvador Dalí). Он очень старается выглядеть, как можно более эффектно, но кто знает, о чем он думает в этот момент? Возможно, великий художник представляет себя героем своей же картины «Отелло, мечтающий о Венеции». В другой лодке и на другой фотографии расположился композитор и дирижер Игорь Стравинский (Igor Stravinsky). Русский гений задумчиво смотрит прямо перед собой. Спустя годы он будет отправлен в последний путь все на той же вечной венецианской гондоле. Великого композитора похоронят в так называемой «русской части» венецианского кладбища Сан-Микеле, недалеко от могилы Сергея Дягилева. Здесь же, на этом кладбищенском острове, через несколько десятилетий нашли свой последний приют упомянутые выше Петр Вайль и Иосиф Бродский.

Разумеется, что коллекция архива Cameraphoto портретами знаменитых гостей Венецианского кинофестиваля и Венецианской Биеннале не ограничивается. В этом собрании огромное количество ярких кадров, на которых город — уже не просто великолепный фон, а самостоятельный герой. На таких снимках Венеция – это не всемирно известный туристический аттракцион, а город-сказка, где по узким улочкам бродят слоны, а рабочие со дна осушенного канала наблюдают за тем, как через мост ведут верблюда; где сотни людей запрокинули головы и смотрят, как по стене базилики Сан-Марко карабкается альпинист; а на площади перед кафедральным собором – еще одна радость зевакам – «припарковался» истребитель.

Простые люди, обычные горожане, выглядят на этих снимках ничуть ни хуже знаменитых гостей Венеции. При виде фотографии с изображением гигантских размеров женщины, которая загородила собой узенькую улочку и смотрит куда-то вдаль, сразу понятно, кто здесь главный. Можно предположить, что этой вросшей в мостовую женщине нет никакого дела до того, кто и зачем разъезжает по венецианским каналам на многочисленных гондолах. Ясно только одно: здесь не сможет протиснуться ни случайно заблудившийся японский турист, ни голливудская суперзвезда. Места для них на этой венецианской улице нет.

Венецию считают одним из самых фотогеничных городов на свете. С этим сложно спорить. Петр Вайль объяснял это обстоятельство так: «Острая радость новизны и одновременного узнавания в Венеции на каждом шагу. Чем больше новых ракурсов, чем неожиданнее они, тем неисчерпаемее и увлекательнее город. По такому показателю Венеция с ее переплетением кривых узких улиц и кривых узких каналов далеко впереди всех». Выставка «Венецианские хроники» — это и есть еще один «новый ракурс», позволяющий взглянуть на необыкновенный город не с высоты своего туристического опыта, который часто выражается лишь только двумя фразами – либо «я там был!», либо «надо бы там побывать», а как на отдаленный в пространстве и времени волшебный мир, живущий по своим сверхъестественным законам.


Фотографии с этой выставки можно купить тут


 

0+
Вход свободный

ср–вс 12:00 – 20:00
пн–вт выходные дни

author avatar
Роман Землячев